• 8 (499) 245-07-73 доб. 317, доб. 419
  • concept2016@raop.ru
Логин:
Пароль:

Ассоциация - это круг единомышленников

Процессы трансформации затронули все структуры российского общества, коснулись они и системы образование. Инициатива обновления содержания образования исходит не только от Министерства образования РФ, Российской академии образования, но и от профессиональных объединений, педагогов-предметников.

О предстоящем Съезде представителей ассоциации учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры, об основных вопросах, выносимых на обсуждение, рассказала директор Института художественного образования и культурологи РАО Екатерина Михайловна Акишина.

Екатерина Михайловна, Вы работаете в образовании много лет. Какие изменения произошли за последние годы в подходах к преподаванию гуманитарных дисциплин, в том числе в области «Искусства»?
Процесс реформирования образования довольно сложный, разноаспектный, учитывающий много условий и обстоятельств. Безусловно, сама социальная ситуация, меняясь, влечет за собой изменения в содержании изучаемого материала, в формах его преподнесения, в отношениях между учителем и учениками и так далее.

Так, в настоящее время в области преподавания искусства мы должны учитывать факторы усиления влияния массовой культуры на сознание и восприятие молодежи. Например, фактор стихийной музыкальной среды оказывает большое влияние на формирование музыкального вкуса учащихся. Кроме того, сильно изменились и сами ученики.

Исследователи подчеркивают, что современному поколению свойственны стремление к новизне, «кумиромания», жажда экстравагантности и эксклюзивизм. Все эти социально-психологические особенности также надо учитывать при разработке программ и педагогических технологий преподавания гуманитарных дисциплин, предметов искусства.

Я бы хотела выделить и такие новейшие подходы, как личностно-ориентированный и компетентностный. Их положения сейчас являются базовыми и для предметной области «Искусство». Да, и талантам приходится задумываться о компетенциях! Это реальность. И это надо осознавать, и в этой реальности работать.

На съезде будет обсуждаться проект концепции преподавания предметной области «Искусство». В какой стадии находится разработка концепции, каковы ее основные идеи, подходы?
В настоящее время подготовлен проект концепции. Это результат коллективного труда ученых и практиков. Мы очень рады, что сотрудники Института художественного образования и культурологии принимали активное участие в ее разработке. Но, безусловно, мы ждем от наших коллег из других регионов, учреждений, департаментов образования и культуры конструктивных предложений, которые сделают концепцию более четкой, современной и эффективно определяющей пути развития художественного образования в нашей стране. Среди базовых оснований концепции я бы выделила ее ориентацию на соответствие ФГОСам, представления о необходимости повышения роли искусства в образовании. Эти идеи весьма продуманно и ясно изложены в существующем проекте. Но я допускаю, что будут новые предложения, хотя фундаментальные принципы, мне кажется, уже выработаны.

Какие изменения произойдут с принятием концепции в преподавании дисциплин предметной области «Искусство?
Мне трудно прогнозировать все возможные изменения. Но я полагаю, что данная концепция выступит неким объединяющим документом, который станет принципиальным научно-методологическим фундаментом для всех ступеней и форм художественного образования. Именно методология является предназначением этой концепции. Что я имею в виду? Направленность, целеполагание этой сферы образования, ее принципы, ее технологии должны быть едиными. Они должны стать той основой, на которую опираются все авторские методики, приемы, новые идеи. Все это должно иметь корни в разрабатываемой концепции.

Единое основание поможет этой сфере стать более сильной, более четко ставящей цели перед педагогом и учениками. Причем не только цели, но и перспективы дальнейшего развития и совершенствования.

Каковы основные тезисы Вашего доклада «Разработка современной концепции преподавания предметной области «Искусство: актуальные проблемы и перспективы»?
В своем докладе я стараюсь раскрыть наиболее значимые проблемы, требующие эффективного и своевременного решения. В частности, мне представляется важным раскрыть тезис о том, что искусство, пусть опосредованно и не сразу очевидно, оказывает огромное влияние на развитие личности в духовном и нравственном аспектах. Я убеждена и мне хочется передать аудитории свои идеи максимально доступно и эмоционально - что неисправные самолеты, бессердечные врачи, возрастание детской и подростковой преступности, наркомании являются результатом недооценки познания ребенком мира через художественное творчество.

Среди других важных аспектов доклада - мои представления об уроке искусства, как целостном процессе, в котором педагог решает задачу заинтересовать детей высокохудожественными произведениями в процессе активного взаимодействия с ними. На этом уроке есть возможность применять те технологии и системы творческого развития детей, которые отвечают профессиональным предпочтениям учителя.

В своем докладе я также подчеркиваю, что, к сожалению, представители профессионального искусства редко обращают внимание на общее художественное образование, а перспективы отечественной культуры рассматривают лишь в своей, профессиональной системе координат. Это совершенно непредусмотрительно для судеб высокого искусства: ему, искусству, не может быть комфортно в обществе людей, которые в детстве и юности остались художественно неразвитыми, но при этом получают портфели министров, директоров, становятся менеджерами, заказчиками.

Искусство является объединяющим фактором. Учитывает ли концепция национальные особенности, традиции регионов?
Этот вопрос очень актуальный и при этом весьма сложный. С одной стороны, искусство, особенно классическое, не знает границ: ни временных, ни пространственных, ни национальных, ни идеологических. С другой стороны, выдающиеся живописцы, музыканты, актеры и писатели глубоко постигали душу своего народа, своей страны и передавали это знание. Приведу выразительный пример А.С. Пушкина, о котором другой классик - Ф.М. Достоевский сказал, что Пушкин есть единственное явление русского духа. А с другой стороны, именно Достоевский увидел в Пушкине всемирную отзывчивость.

Таким образом, интерес, вовлеченность в культуру своего региона, своей нации, знание традиций, любовь к фольклору своего народа - все это очень значимо и продуктивно для творчества. С другой стороны, узкая закрытая позиция, нежелание знать об открытиях и достижениях искусства других стран и народов чреваты снижением качества собственных творческих работ. Когда, как говорится, приходится изобретать велосипед. Поэтому необходимо соблюдать баланс между погружением в региональные культурные особенности и знанием и включением в мировую культуру.

Какова, на ваш взгляд, роль Ассоциации учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры в продвижении передового педагогического опыта, инновационных форм и методов обучения?
В институте, который я возглавляю, идея создания ассоциации педагогов искусства возникла и обсуждалась уже несколько лет назад. Эта организация объединит творческих педагогов, педагогов, готовых делиться опытом и одновременно учиться у других. Именно в этом мы видим главное предназначение ассоциации.

Создание общих информационных ресурсов, методических копилок, проведение мастер-классов, круглых столов, вебинаров по актуальной проблематике художественного образования - все это прекрасная школа передового педагогического опыта. Кроме того, ассоциация - это круг единомышленников. Общение с близкими по духу людьми всегда вдохновляет, воодушевляет, помогает преодолеть сложности и естественно возникающее профессиональное выгорание. Люди как будто заряжаются друг от друга. Начинают видеть новые горизонты в профессии.

Ассоциация - это и особая среда, способствующая развитию, взаимообмену и поощрению инноваций в художественном образовании.

Как вы считаете, нужна ли консолидация ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства, МХК?
На этот вопрос я отвечу так: «Несомненно, да». Только консолидация, интеграция, взаимодействие на разных уровнях и в разных формах способны создать условия для продуктивного развития художественного образования. Вместе мы - сила. Вместе мы способны создавать нечто новое и отвечающее самым сложным современным требованиям. Только вместе можно создать яркую культурно-творческую среду учебного учреждения, в которой растут и формируются те, кто и составляет будущее нашей страны.

Поделитесь опытом популяризации искусства в Институте художественного образования и культуры, возглавляемого Вами.
Поделиться опытом в одном небольшом интервью не так-то просто. Поэтому я назову только несколько направлений, которые развиваются в институте.

Это:

  • разработка и издание учебно-методических пособий, технологий, методик, программ, отвечающих современным требованиям к художественному образованию;
  • работа аспирантуры и диссертационного совета;
  • поддержка молодых ученых, проведение исследований в области художественного образования - все это позволяет охватывать все новые и новые темы, обращаться к исследователям из разных регионов нашей страны.

Так, недавно в нашем Диссертационном совете защитился педагог-музыкант из Омска. В апреле была защищена диссертация преподавателя литературы из Смоленска, организовавшего интересный проект по интеграции уроков литературы и городского театра - из Смоленска. Таким образом, благодаря работе с аспирантами и соискателями мы передаем наш теоретический и практический опыт в регионы.

Кроме того, мы организуем ежегодные курсы повышения квалификации, конференции, семинары. В нашем институте активно реализуется система дистанционного образования. Вы видите, работа идет весьма масштабная. У нас есть обширные ресурсы для исследований, в том числе, уникальная коллекция детского рисунка.

Екатерина Михайловна, каковы Ваши ожидания от предстоящего съезда?
У меня довольно оптимистические ожидания, хотя я осознаю, что продвижение идей консолидации, создание Ассоциации и утверждение концепции - вопросы объемные и трудные, не терпящие суеты. Главное - мы постараемся заложить основы дальнейшего сотрудничества, создать базу контактов, найти так называемые реперные точки дальнейшего сотрудничества. Мне очень интересно услышать коллег, их мнение и ожидания. Я очень верю в том, что мы сможем провести съезд в режиме конструктивного диалога.

Подготовила Алла Сергеенко