• 8 (499) 245-07-73 доб. 317, доб. 419
  • concept2016@raop.ru
Логин:
Пароль:

Нас объединяет любовь к профессии и немецкому языку

29 июля Российская академия образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации провела съезд представителей ассоциаций учителей и преподавателей немецкого языка.

О деятельности Межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей немецкого языка (МАУПН) и задачах, стоящих перед ее членами, рассказала президент Ассоциации Галина Валентиновна Перфилова.

Галина Валентиновна, с какими проблемами сталкиваются учителя немецкого языка в настоящее время?
Немецкий язык как элемент предметной области занимает в российском образовании традиционно особое положение. С немецкоговорящими странами нас объединяют давние экономические и культурные отношения. Однако с изучением немецкого в школах и вузах сложилась непростая ситуация. Она характеризуется проявлением как позитивных, так и негативных тенденций. Это, прежде всего, снижение количества учащихся, изучающих немецкий язык; уменьшение часов в учебном плане на изучение языка как первого иностранного; отсутствие мотивации у директоров школ к выбору преподавания именно немецкого языка как второго иностранного; кадровые проблемы, дефицит образовательных структур, обеспечивающих поствузовское совершенствование преподавателей немецкого языка и другие. Проблем много. Однако они решаемы.

Вы возглавляете Межрегиональную ассоциацию учителей и преподавателей немецкого языка. Какие проблемы, на Ваш взгляд, можно решить в рамках ассоциации?
Безусловно, наша деятельность направлена на решение перечисленных мною проблем. Мы занимаемся планированием мероприятий по популяризации языка, причем, мероприятия эти адресные, каждое рассчитано на определенную группу; разрабатываем и реализуем проекты повышения квалификации для учителей школ; проводим семинары повышения квалификации педагогов; директоров школ через сетевые проекты мотивируем к созданию многоязычных школ. Особое внимание уделяем научно-методической работе, в которой придерживаемся компетентностного подхода, основываемся на современных нейропсихологических исследованиях в области овладения неродными языками.

Как Вы считаете, нужна ли консолидация учителей немецкого языка в рамках МАУПН?
Значимость общественных объединений в процессе поиска решений принципиально важных для системы образования вопросов никогда не ставилась под сомнение ни государственными деятелями, ни законодательными структурами, ни представителями общественных организаций.

Сложившаяся традиция привлечения Ассоциаций учителей-предметников не только к обсуждению насущных проблем образовательного контекста, но и к поиску рациональных путей их решения, убеждает в жизнеспособности и действенности объединения учителей (независимо от их формата и наименований).

Минобрнауки РФ и Российская академия образования последнее время уделяют большое внимание институту ассоциаций учителей-предметников, роли ассоциаций в формировании образовательной среды. Педагоги имеют возможность участвовать в решении задачи обновления содержания образования в своей предметной области. С изменением содержания образования, его обновлением мы ожидаем повышения результативности преподавания и изучения иностранных языков. Межрегиональная Ассоциация рассматривает это как первостепенную задачу, что отражено как в Уставе МАУПН, так и в направлениях её деятельности.

Состоявшийся съезд продемонстрировал целесообразность наличия единой научно-педагогической платформы, обеспечивающей концентрацию научного образовательного потенциала в области изучения и преподавания немецкого языка.

Готовы ли учителя взять на себя управленческую и экспертную функции?
Современные педагоги испытывают жажду новаций и заинтересованы в их внедрении. Каждый преподаватель хочет работать по современным учебникам, которые обеспечивают межкультурное общение (как известно, этот результат декларируется в федеральных государственных образовательных стандартах). Речь идет именно о владении общением, а не лексикой и грамматикой, которые зачастую становятся доминантой урока и объектом контроля, в то время как ЕГЭ направлен именно на контроль умений общения.

Именно эти обстоятельства позволяют выразить уверенность в том, что наши учителя и преподаватели, среди которых множество новаторов и экспертов, не останутся в стороне от задач, которые могут способствовать положительным изменениям в ситуации с изучением немецкого языка.

Каковы приоритетные направления деятельности Ассоциации?
К приоритетным направлениям деятельности Ассоциации я бы отнесла прежде всего:

  • концентрацию научного образовательного потенциала в области изучения и преподавания немецкого языка;
  • расширение научно-педагогических контактов, в том числе и международных;
  • взаимодействие с региональными административными структурами, решающими аналогичные задачи (я имею в виду контакты с департаментами образования, региональными учебно-методическими объединениями, институтами развития образования и пр.);
  • привлечение авторитетных экспертов по вопросам изучения/преподавания немецкого языка для проведения вебинаров, консультаций, видеоконференций;
  • реализация общероссийских проектов с участием партнерских организаций;
  • участие в международных конференциях, используя приоритетные права членства и др.

Перечисленные позиции можно рассматривать и как аргументы в пользу консолидации усилий локальных и региональных объединений учителей и преподавателей немецкого языка в рамках общероссийской структуры. При этом следует учесть, что речь ни в коем случае не идет об упразднении уже существующих (и часто очень успешных) ассоциаций, ибо в случае консолидации выигрывает каждый участник консолидированной структуры, обретая более высокий статус и преференции крупной организации.

На чем держится работа ассоциаций: на активности ее членов, государственной поддержке, необходимости консолидации перед лицом большого количества проблем?

Прежде всего, членов ассоциации объединяет любовь к профессии и энтузиазм, верность избранному пути и бескорыстная самоотдача, приверженность традициям российского образования. Но ассоциациям необходима и государственная поддержка. Причем в разных формах, назову некоторые: государственное признание важности направлений деятельности и государственная аккредитация документов Ассоциации; стимулирование структур, поддерживающих контакты с Ассоциацией и поощрение государственных служащих, поддерживающих ее мероприятия. Важны и инвестиции – деятельность Ассоциации требует определенных расходов, например, на оплату помещения, закупку и эксплуатацию оргтехники, оплату деятельности юриста и других специалистов, на подготовку и проведение конференций.

Галина Валентиновна, оправдал ли прошедший съезд Ваши ожидания?
Система ожиданий при подготовке съезда представителей ассоциаций учителей и преподавателей немецкого языка нашла определенное выражение в программе съезда. Это касается и обсуждения наших проблем, и предъявления широкой общественности – представителям из 52 регионов России – наших конкретных решений, которые получили отражение в проектах МАУПН, запланированных и реализованных в течение полутора лет ее существования.

Для участников Съезда огромный интерес представляли выступления докладчиков на пленарном заседании, обсуждения на круглых столах и панельной дискуссии. Назову выступления представителя Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Ирины Владимировны Литвин, заместителя президента Российской академии образования Виктора Стефановича Басюка, ректора Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгения Юрьевича Малеванова, равно как и доклады экспертов в сфере обучения немецкому языку и контроля за результатами его изучения. Особую активность и неподдельный интерес вызвали выступления представителей региональных Ассоциаций из Москвы, Московской области, Ялты, Саратова, Абакана.

Основная цель, поставленная перед съездом, – объединение представителей ассоциаций из разных регионов – достигнута. За непродолжительный период общения установлены новые контакты, приняты в МАУПН новые члены, прошел оживленный обмен опытом, намечены ближайшие мероприятия – в Чеченской Республике, в Республике Дагестан, в республике Хакассия, в Красноярском крае.

К основным итогам съезда я бы отнесла не только принятие резолюции и определение основных направлений работы Ассоциации, но и предложение участников съезда – проводить съезд ежегодно. Это предложение – однозначный ответ на вопрос о целесообразности консолидации представителей Ассоциаций.

Подготовила Алла Сергеенко