• 8 (499) 245-07-73 доб. 317, доб. 419
  • concept2016@raop.ru
Логин:
Пароль:

Уважаемые коллеги!

18 июля 2016 года в Российской академии образования состоялся экспертный семинар по предмету «География»

В ходе семинара проходило обсуждение перспектив изменения концептуальных подходов к реализации технологического образования в школе и были сформулированы практические выводы и предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География» в адрес Минобрнауки России, региональных и муниципальных органов управления образованием, ассоциаций учителей-предметников, руководителей общеобразовательных организаций.

Приглашаем вас принять участие в обсуждении Предложений по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География» и Предложений по проекту концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «География».

  • ФИО*
  • Субъект РФ*
  • Место работы, должность*
  • Email*

Предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География»

  • 1. Предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География» для Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Учитывая, что Министерство образования и науки Российской Федерации выступает основным заказчиком «Концепции развития географического образования», считаем необходимым довести до его сведения основные замечания и предложения, высказанные на основе анализа текста проекта «Концепции развития географического образования в Российской Федерации» (далее – Концепция–2016).

    Экспертной группой предлагается внести следующие изменения.

    • I. Сузить рамки действия концепции в пределах уровней общего (дошкольного, начального, основного и среднего) образования, внести соответствующее изменение в его название – «Концепция развития общего географического образования в Российской Федерации» и привести в соответствие с названием документа его содержание.
    • II. Предложить следующую структуру «Концепции развития общего географического образования в Российской Федерации»:
      • Раздел 1. Обоснование необходимости принятия концепции и современные проблемы школьного географического образования.
      • Раздел 2. Цели и принципы географического образования.
      • Раздел 3. Основные направления реализации Концепции по уровням общего географического образования. Содержание дисциплины. Этапы изучения и распределение часов дисциплины по темам. Методы данной дисциплины.
      • Раздел 4. Целевые показатели и ожидаемые результаты.
    • III. Привести в соответствие название и структуру документа по разделам:
    • III.1. В разделе 1 раскрыть значение географии, показать ее значимость для принятия повседневных жизненных решений (см. Примечание 1). Сформулировать национальную идею развития общего географического образования и приоритеты развития. Показать необходимость получения базовых географических знаний и навыков для жизни в современном обществе. В этом же разделе предлагается раскрыть проблемы общего географического образования и его современное состояние.
    • III.2. В разделе 2 сформулировать цели в соответствии с ФГОС (цели общего географического образования). Необходимо подчеркнуть, что должна быть выделена самостоятельная учебная (предметная) область «География». Особенно важно подчеркнуть недопустимость включения учебной дисциплины «География» на ступенях основного и среднего общего образования в предметные области «Общественно-научные предметы» или «Естественнонаучные предметы». Здесь должны быть отражены:
      принципы и направления модернизации содержания общего географического образования, основные методы и средства преподавания географии;
      принципы современного общего географического образования; связь с повседневной жизнью (в т.ч. через географическое краеведение, непрерывность образования, преемственность, соответствие метапредметным результатам, межпредметным связям и др.);
      специфика и новизна на каждом уровне общего образования (дошкольное, начальное, основное, среднее);
      теоретико-методологические основы географической науки.
    • III.3. В разделе 3 необходимо выделить «фундаментальное ядро» содержания общего географического образования, последовательность и преемственность изучения географии на дошкольном, начальном, основном и среднем уровнях общего образования. Для базового изучения географии с 5-го по 11-й классы необходимо заложить по 2 часа в неделю. Помимо базового, должны быть учтены углублённое (профильное) изучение географии. В разделе должна быть определена структура курсов географии в общей школе (основное содержание разделов и тем по каждому курсу) и этапы изучения (последовательность разделов и тем по каждому курсу). Здесь необходимо обосновать ключевые методы изучения географии. Кроме того, этот раздел должен включать дополнительное образование детей, популяризацию географии и географическое просвещение.
    • В разделе 3 должна быть определена структура курсов географии в системе основного и среднего общего образования с учётом физиологических и психолого-педагогических особенностей обучаемых соответствующих возрастов, основное содержание разделов и тем по каждому курсу, а также этапы изучения разделов и тем по каждому курсу.
    • В разделе 4 должны быть отражены целевые индикаторы и ожидаемые результаты (с указанием инструментария диагностики). Результаты в концепции должны быть сформулированы с нескольких позиций:
    • с позиций обучающегося (они должны коррелировать с принятыми требованиями, определяемыми нормативными документами: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования);
    • с позиций образовательных организаций основного общего и среднего общего образования (они должны включать изменение педагогических, кадровых, финансовых, учебно-методических, информационных, материально-технических и других условий, необходимых для эффективного, доступного и результативного образования);
    • с позиций общества (они должны опираться на интересы развития территориальных общественных систем).
    • Оценка результативности может включать три блока базовых индикаторов:
    • индикаторы процесса (процент обучающихся, имеющих собственный индивидуальный прогресс в рамках общего географического образования; процент внеучебной деятельности (проектной, исследовательской, игровой и т.п.); процент занятий с использованием современных образовательных технологий, в т.ч. информационных; процент обучающихся, получающих углублённое и профильное общее географическое образование; процент обучающихся, поступивших на следующую ступень образования (среднее профессиональное или высшее профессиональное образование), где географические знания являются необходимой реальностью;
    • индикаторы результатов (промежуточные и итоговые когнитивные достижения обучающихся, а также некогнитивные результаты);
    • индикаторы ресурсов (финансирование географического образования в основной общей и средней общей школе по источникам; общие затраты времени на освоение базовой (углублённой, профильной) образовательной программы по географии; квалификация учителей и преподавателей; эффективность использования образовательных технологий и информационных ресурсов).
    • IV. Обратиться с Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с необходимостью разработки специального профессионального стандарта – географа. Важно отметить, что отсутствие профессиональных стандартов «географа», «специалиста по развитию территорий», «специалист по информационному сопровождению территориального развития», «территориальный планировщик», «специалист по геоинформационным системам» и др., затрудняет последующую профессиональную деяте6льность обучающихся, сужает сферу их самореализации, делает неясным профессиональное будущее.

    Необходимо обратить внимание на содержательных недостатках, которые присутствуют в тексте Концепции.

    • 1. В тексте Концепции очень слабо представлено современное состояние школьного географического образования; не отражена история его формирования и трансформации, что не позволяет сделать обоснованный вывод о том, в чём особенность современного этапа и почему необходимо создание подобного документа – Концепции. Для географического образования это анализ реализации предыдущей концепции 2000 года и уроки развития географии в школе за последние 15 лет. Из анализа текста проекта Концепции–2016 следует, что такое изучение не проводилось. Создание Концепции развития общего географического образования предполагает определение перспективных направлений на основе изучения результатов реализации предыдущей концепции (2000 года) и современного состояния географического образования.
    • 2. Из текста Концепции (Раздел II. Проблемы изучения и преподавания географии») создается ощущение, что основные проблемы мотивационного характера – плохие учебники географии. Это мало соответствует действительности. В то же время игнорируется главная проблема – отсутствие чётко сформулированного государственного заказа на профессию «географ», отсутствие её в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов – ОК 016-94» и профессиональных стандартов, связанных с этой областью знаний.
    • 3. В тексте Концепции–2016 указывается, что изучение географии на ступени основного общего образования осуществляется с 6-го по 9-й класс, хотя в настоящее время географию начинают изучать с 5-го класса. В этом документе акцентируется внимание на ряде проблем и предлагаются «административные» способы их решения, не соответствующие современным нормативным документам общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования). В частности, в Концепции–2016 приводятся ссылки на нормативные документы, которых не существует: «новый стандарт географического образования», «требования к структуре УМК», «содержательный минимум понятий, терминов и географической номенклатуры».
    • 4. Большинство пунктов Концепции–2016 (подраздел «Реализация Концепции» раздела III «Основные направления реализации Концепции») написаны в стиле предложений, адресованных Министерству образования и науки Российской Федерации, а не широкому кругу людей, реализующих географическое образование в системе общего и дополнительного образования (например, подготовка предложений по изменению ФГОС, включение географии как обязательного учебного предмета во всех профилях старшей школы, введение географии в качестве обязательного предмета государственной итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ) и др.).
    • 5. Раздел IV «Целевые показатели и ожидаемые результаты» включает формулировки и конкретные цифры, более соответствующие планам работы образовательных организаций, а не концептуальному документу. Некоторые положения данного раздела противоречат друг другу. Вызывает сомнение, что результаты социологических опросов, востребованность географической литературы в библиотеках и т.п. могут считаться «индикаторами качества реализации концепции».
  • Комментарии к предложениям по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География» в адрес Минобрнауки России
  • Комментарии пользователей:
  • Ваш комментарий:
  • 2. Предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География» для региональных и территориальных органов управления образованием
    • 2.1. Все изменения, вносимые в содержание географического образования должны носить нормативный характер. Необходимо учесть финансирование реализации программ ДО средствами ОО «География»
    • 2.2. Разработка содержательных минимумов понятий, терминов и списка базовой географической номенклатуры позволит повысить качество обучения, особенно если он будет учтен при написании учебников по географии и при составлении КИМов ГИА.
    • 2.3. В программах развития образования региона предусмотреть изучение географо-краеведческого содержания в ОО ( за счет регионального компонента). Введение дополнительного часа на изучение курса «География родного края» в 8 и 9 классах необходимо провести в инвариантной части учебного плана или в 6 классе с добавлением второго часа на проведение курса «Географическое краеведение».
    • 2.4. Внести изменения в содержание и дидактический аппарат учебников географии позволяющих раскрывать или усиливать курс «Географии родного края».
    • 2.5. Необходимо внести кабинет географии в перечень предметных кабинетов и разработать список минимального набора оборудования предметного кабинета.
    • 2.6. Сокращение числа линеек учебников по географии нарушает права педагогов на выбор учебника и усиливает финансовую нагрузку на образовательные организации. Необходимо оставить право выбора линеек учебников за конкретными ОУ по согласованию с региональными методистами.
    • 2.7. Введение географии в качестве обязательного предмета государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) для выпускников 9-го класса позволит значимость предмета и усилить мотивацию к его изучению, а введения обязательного ЕГЭ по географии может ущемить права выпускников.
    • 2.8. Необходимо исключить из текста Концепции предложение о проведении независимых общественных тестированиях уровня подготовки педагогов, т.к. они проходят процедуру аттестации, которая должна опираться на решение региональных ассоциаций учителей географии.
    • 2.9. Необходимо внести в текст Концепции норму обязательного прохождения курсов повышения квалификации учителей географии в регионах при переходе к работе в условиях введения Концепции развития географического образования.
    • 2.10. Необходимо возродить методическую службу в регионах для более эффективной поддержки педагогов. При подготовке к прохождению аттестации рекомендовать оказывать методическую поддержку педагогам, не имеющим квалификации. Необходимо создание региональной программы поддержки молодых учителей географии.
    • 2.11. В области организации рабочего времени при составлении расписания рекомендуется высвобождать не менее одного дня в неделю для самообразования, прохождения курсов и развития навыков работы с детьми, а также минимизировать составление отчётной документации.
    • 2.12. При организации оплаты труда следует предусматривать стимулирующие меры не только по результатам труда, но и специальные меры материальной поддержки молодых педагогов в первые три года работы. А по истечении трёх лет - не допускать снижения снижения установленного уровня материального обеспечения.
    • 2.13. Для повышения статуса и популяризации деятельности молодых педагогов общественным советам и региональным организациям Профсоюза образования следует привлекать представителей советов молодых педагогов субъектов РФ к текущей работе, а также обеспечивать информационную поддержку деятельности советов в интернете, говорится в письме.
  • Комментарии к предложениям по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География» в адрес региональных и муниципальных органов управления образованием
  • Комментарии пользователей:
  • Ваш комментарий:
  • 3. Предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География» для ассоциаций учителей-предметников
    • 3.1. Провести рабочие встречи представителей ассоциаций для разработки и обсуждения проектов Концепции географического образования.
    • 3.2. Сформировать из представителей региональных ассоциаций рабочие группы по обсуждению и реализации модели непрерывного обучения учителя географии в системе дополнительного профессионального образования; совершенствованию программ и системы аттестации педагогических работников;
    • 3.3. Разработать программы выездных мероприятий с целью апробации и рецензии программ непрерывного географического образования с учетом регионального (вариативного компонента), в соответствии требованиями к реализации Федерального государственного образовательного стандарта к результатам обучения, на основе учебно-методических материалов.
    • 3.4. Определить пути интеграции содержания, форм и методов основного и дополнительного географического образования. Разработать сетевое взаимодействие в рамках ассоциации по распространению передового опыта по реализации программ дополнительного образования.
    • 3.5. Обсудить в профессиональном сообществе вопрос развития сетевого взаимодействия в условиях работы экспертных и проблемных комиссий государственных органов и общественных организаций. Дать оценку нормативно-правовым условиям, обеспечивающим возможности для социального партнерства образовательных организаций с общественными организациями, предприятиями экономической сферы, бизнес сообществом в целях повышения эффективности географического образования.
    • 3.6. Сформировать предложения о развитии форм сетевой общественной профессиональной экспертизы – наиболее открытого и эффективного обсуждения состояния дидактического и материально-технического обеспечения преподавания географии на разных ступенях образования, тенденции развития профильного обучения, принципов отбора обучающихся для участия в интеллектуальных соревнованиях разного уровня.
    • 3.7. Обсудить в профессиональном сообществе приоритетные составляющие содержания, форм, методов, реализуемых на уроках географии, которые могут быть использованы для развития образования в условиях профильной школы.
    • 3.8. В педагогическом сообществе организовать обсуждение программы мероприятий по созданию условий с целью кадрового развития страны: повышения профессионального уровня учителя географии на основе популяризации передового педагогического опыта и инновационной деятельности; адресная поддержка проектов и программ, методических разработок и программ повышения квалификации учителей географии; информирования и просвещения учителей (организация и проведение съездов, конференции, ведение информационного портала, где размещаются актуальные для учителей научные статьи, а также новости об изменениях в российском образовании).
  • Комментарии к предложениям по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География» в адрес ассоциаций учителей-предметников
  • Комментарии пользователей:
  • Ваш комментарий:
  • 4. Предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География» в адрес руководителей общеобразовательных организаций
    • 4.1. Использовать в работе положительный опыт по обновлению содержания, форм и методов географического образования.
    • 4.2. Сформировать группы методистов-тьюторов из числа участников педагогического сообщества с целью поддержки деятельности учителя географии, популяризации передового педагогического опыта и повышения статуса учителя.
    • 4.3. Развивать сотрудничество с представителями региональных ассоциаций учителей географии с целью актуализации состояния дидактического и материально-технического обеспечения преподавания географии на разных ступенях образования, тенденции развития профильного обучения, принципов отбора обучающихся для участия в интеллектуальных соревнованиях разного уровня.
    • 4.4. Поддерживать активную связь с представителями региональных ассоциаций учителей географии с целью приведения в соответствие систему контроля качества географического образования и текущее прохождение тематического материала (КPI концепции (ключевые показатели эффективности).
    • 4.5. Принять участие в обсуждении и разработке содержания вариативного регионального компонента предметной области «География» совместно с администрацией, представителями предприятий и организаций - социальными партнерами, педагогами и учредителями школы.
    • 4.6. Использовать опыт компенсации дефицита кадровых, методических, материальных, организационных, управленческих, информационных ресурсов при усилении прикладной значимости предмета «География» с использованием новых нормативных механизмов практико – ориентированного обучения, через реализацию проектной и исследовательской урочной и внеурочной деятельности.
  • Комментарии к предложениям по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География» в адрес руководителей общеобразовательных организаций
  • Комментарии пользователей:
  • Ваш комментарий:

Предложения по проекту концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «География»

  • Введение
  • Описание действующих нормативных документов
  • Концептуальное описание (текущая ситуация, роль и место предметной области в системе знаний школьников о современном мире).
  • Цели и задачи реализации предметной области.
  • Основные содержательные линии предметной области.
  • Приоритетные направления, методы в преподавании учебных предметов (предметных областей).
  • Инструментарий и средства материально- технического обеспечения.
  • Основные формы и виды учебной деятельности.
  • Требования ФГОС к результатам обучения (личностным, предметным, метапредметным) по основным образовательным программам.
  • Требования к кадровым условиям реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
  • Рекомендации по использованию действующих учебников и учебно-методических комплектов, по разработке новых, включая электронные образовательные ресурсы, мультимедийные средства.
  • Описание наиболее эффективных подходов к преподаванию учебного предмета, предметных областей, факторов, способствующих повышению качества преподавания учебных предметов и предметных областей, рекомендации по их использованию с учетом региональной специфики.
  • Научно-обоснованные предложения по модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета, предметной области.