• 8 (499) 245-07-73 доб. 317, доб. 419
  • concept2016@raop.ru
Логин:
Пароль:

Уважаемые коллеги!

20 июля 2016 года в Российской академии образования состоялся экспертный семинар по предмету «Технология»

В ходе семинара проходило обсуждение перспектив изменения концептуальных подходов к реализации технологического образования в школе и были сформулированы практические выводы и предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «Технология» в адрес Минобрнауки России, региональных и муниципальных органов управления образованием, ассоциаций учителей-предметников, руководителей общеобразовательных организаций.

Приглашаем вас принять участие в обсуждении Предложений по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «Технология» и Предложений по проекту концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Технология».

  • ФИО*
  • Субъект РФ*
  • Место работы, должность*
  • Email*

Предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «Технология»

  • 1. Предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «Технология» для Министерства образования и науки Российской Федерации
    • 1.1. Организовать разработку проекта научно-обоснованной Концепции предметной области «Технология» на период до 2020 года на основе баланса интересов разных социальных групп, потребностей современного и перспективного производства, требований современного рынка труда к образованности и компетентностям работника, включающей:
      • введение;
      • описание действующих нормативных документов;
      • концептуальное описание (текущая ситуация, роль и место предметной области в системе знаний школьников о современном мире);
      • цели и задачи реализации предметной области;
      • основные содержательные линии предметной области;
      • приоритетные направления, методы в преподавании учебных предметов (предметных областей);
      • инструментарий и средства материально- технического обеспечения;
      • основные формы и виды учебной деятельности;
      • требования ФГОС к результатам обучения (личностным, предметным, метапредметным) по основным образовательным программам;
      • требования к кадровым условиям реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС;
      • рекомендации по использованию действующих учебников и учебно-методических комплектов, по разработке новых, включая электронные образовательные ресурсы, мультимедийные средства;
      • описание наиболее эффективных подходов к преподаванию учебного предмета, предметных областей, факторов, способствующих повышению качества преподавания учебных предметов и предметных областей, рекомендации по их использованию с учетом региональной специфики;
      • научно-обоснованные предложения по модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета, предметной области.
    • 1.2. Организовать общественно-профессиональное обсуждение проекта Концепции предметной области «Технология» с участием разных заинтересованных групп (экспертов по технологическому образованию, представителей ассоциаций учителей-предметников, представителей региональных и муниципальных органов управления образованием и руководителей образовательных организаций, работодателей, представителей общественных организаций и средств массовой информации (профильных) и др.) не менее чем в 20 регионах Российской Федерации, не менее 5 групп заинтересованных участников.
    • 1.3. Подготовить инструктивно-методическое письмо «О реализации Концепции предметной области «Технология» на период до 2020 года» для региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, включающее кроме текста концепции, дорожную карту внедрения новой концепции предметной области «Технология», структурные и организационные механизмы реализации новой концепции предметной области «Технология».
    • 1.4. Подготовить предложения по внесению изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования в раздел II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» в пункте «Предметные результаты освоения основной образовательной программы».
    • 1.5. Подготовить предложения по внесению изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования, сформулированные в соответствии с разработанной Концепцией предметной области «Технология» и включающие технологию как обязательный общеобразовательный предмет в 10-11 классах, требования к предметным результатам по технологии, кадровым и материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы среднего общего образования.
    • 1.6. Подготовить предложения по внесению изменений в соответствии с обновлением содержания и технологий предметной области «Технология» в «Перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
    • 1.7. Организовать разработку и общественное обсуждение Примерной образовательной программы начального общего образования в разделе «Рабочая программа по технологии», разработанной на основе Концепции предметной области «Технология» с учетом возможности реализации вариативной части программы в процессе урочной и внеурочной деятельности в соответствии с национально-региональными особенностями, материально-техническими и кадровыми возможностями.
    • 1.8. Организовать разработку и общественное обсуждение Примерной образовательной программы основного общего образования в разделе «Рабочая программа по технологии», разработанной на основе Концепции предметной области «Технология» с учетом возможности реализации вариативной части программы в процессе урочной и внеурочной деятельности в соответствии с национально-региональными особенностями, потребностями экономики и производства региона, материально-техническими и кадровыми возможностями.
    • 1.9. Разработать методические рекомендации по реализации технологического профиля обучения в 10-11 классах на основе ФГОС среднего общего образования и Концепции предметной области «Технология» по направлениям «инженерно-технологическое образование», «технологическое образование в области сервиса (сфере услуг)», «агротехнологическое образование» с возможностью вариативного построения содержания и технологии обучения по каждой основной образовательной программе.
    • 1.10. Предусмотреть в рамках работы по модернизации высшего педагогического образования направление по совершенствованию профессиональной подготовки учителей технологии по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Технологическое образование»), в том числе разработке образовательных программ бинарной направленности (например, подготовка учителей физии и технологии, технологии и основ безопасности жизнедеятельности, технологии и информатики), образовательных программ магистратуры, ориентированных на подготовку специалистов для преподавания современных технологий и техники в профильных технологических (инженерно-технологических) классах. Рассмотреть возможность привлечения специалистов реального сектора экономики (с последующей переподготовкой по специальности учитель технологии), специалистов (преподавателей, мастеров) среднего и высшего профессионального образования для реализации программ по технологии, программ внеурочной деятельности, программ дополнительного (в том числе и дополнительного профессионального) образования.
    • 1.11. Подготовить Инструктивно-методическое письмо руководителям образовательных организаций высшего образования по разработке дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки для студентов инженерных вузов по преподаванию технологических дисциплин в школе и колледжах (объемом не менее 300 часов).
    • 1.12. Подготовить новый «Перечень профессий рабочих и должностей служащих для организации профессиональной подготовки обучающихся по основным образовательным программам среднего общего образования» в соответствии с ОКСО и перспективными профессиями и сегментами рынка труда.
    • 1.13. Подготовить инструктивно-методическое письмо по организации профессиональной подготовки обучающихся старших классов на базе общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций. Для этих целей необходим анализ содержания и объема подготовки обучающихся по предмету «Технология» для учета в программах профессионального обучения, минимального объема профессиональной подготовки по рабочим профессиям и должностям служащих, соответствие квалификационным требованиям и компетенциям по существующим ФГОС среднего профессионального образования.
  • Комментарии к предложениям по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «Технология» в адрес Минобрнауки России
  • Комментарии пользователей:
  • Ваш комментарий:
  • 2. Предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «Технология» для региональных и территориальных органов управления образованием
    • 2.1. Организовать мониторинг качества условий технологического образования в регионах, включающий:
      • использование возможностей и ресурсов социальных партнеров (предприятия и организации региона) в обеспечении технологической подготовки обучающихся: совместное проектирование и реализация образовательных программ внеурочной деятельности, дополнительного (в том числе профессионального) образования, участие в экспертизе программ предпрофессиональной подготовки; участие в итоговой аттестации по программам профильного обучения технологической направленности, организация учебных экскурсий, практики, стажировки и пр., проведение совместных мероприятий;
      • Организовать мониторинг качества технологического образования в регионах, включающий: анализ объемов и направлений технологической подготовки школьников в разрезе по классам, урочной и внеурочной деятельности, количества часов;
      • анализ материально-технического обеспечения предметной области «Технология», наличие и количество учебных мастерских, оборудования, в т.ч. современного оборудования и технологий;
      • анализ кадрового состава учителей технологии, черчения, включая соответствие квалификации, повышение квалификации в соответствии с ФГОС и пр.;
      • участие обучающихся и школ во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии, соревнованиях JuniorSkills, региональных конкурсах технико-технологической направленности;
      • использование возможностей и ресурсов социальных партнеров в обеспечении технологической подготовки обучающихся (предприятия и организации региона, организация учебных экскурсий, практики, стажировки и пр., проведение совместных мероприятий);
      • анализ использования возможностей дополнительного образования технико-технологической направленности для развития научно-технического творчества и инженерных навыков обучающихся.
    • 2.2. Подготовить региональные программы развития технологического образования в соответствии с потребностями экономики и производства региона, возможностями региональных образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, социальных партнеров, включающие описание кадровых и материально-технических ресурсов, возможностей сетевой реализации образовательных программ, организационные и структурные механизмы, нормативное сопровождение процессов обновления содержания и технологий в технологической подготовке школьников.
    • 2.3. Содействовать развитию дополнительного образования детей в области научно-технического и естественнонаучного творчества в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования, центрах молодежного инновационного творчества (ЦМИТ).
    • 2.4. Создать нормативно-правовые и организационные условия, обеспечивающие более широкие возможности для социального партнерства образовательных организаций с предприятиями и организациями в целях повышения эффективности технологического образования (включая обеспечения возможности для привлечения специалистов-производственников; для использования материальной базы предприятий партнеров в материальном оснащении школьных кабинетов технологии, мастерских, для проведения экскурсий и организации технологической практики и др.).
    • 2.5. Содействовать реализации концепции предметной области «Технология», включающие обеспечение условий реализации образовательных программ и контроля за процессом обучения по направлениям:
      • разработка и реализация регионального компонента предметной области «Технология» с привлечением узких специалистов из реального сектора экономики, с учетом анализа текущих проблем и перспектив развития отраслей региона;
      • улучшение кадрового состава: привлечение молодых специалистов, специалистов реального сектора экономики, преподавателей и мастеров среднего профессионального образования, подготовка и переподготовка кадров;
      • оснащение кабинетов и мастерских современным оборудованием, соответствующим концепции предметной области «Технология», региональному компоненту программы;
      • участие предприятий и организаций региона в реализации концепции предметной области «Технология».
  • Комментарии к предложениям по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «Технология» в адрес региональных и муниципальных органов управления образованием
  • Комментарии пользователей:
  • Ваш комментарий:
  • 3. Предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «Технология» для ассоциаций учителей Технологии
    • 3.1. Провести рабочие встречи представителей ассоциаций для обсуждения действий Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов по адаптации содержания школьного технологического образования под задачи Национальной технологической инициативы.
    • 3.2. Сформировать из числа представителей образовательных организаций – членов региональных ассоциаций рабочие группы по обсуждению основных мер по выполнению поручения Президента Российской Федерации о представлении предложений по совершенствованию преподавания в общеобразовательных организациях учебного предмета «Технология», а также по определению основных рисков и издержек, сопровождающих модернизацию содержания Технологии в ходе ее адаптации под задачи НТИ.
    • 3.3. Составить рабочую программу на основе разработанной концепции предметной области «Технология», с учетом регионального (вариативного компонента), в соответствии требованиями к реализации Федерального государственного образовательного стандарта к результатам обучения, на основе учебно-методических материалов. Обобщить данные о наличии в школах территорий и регионов мастерских, используемых для преподавания предмета «Технология» (материальные технологии: технологии обработки материалов, электротехника и черчение) и выполнения проектов по технологии.
    • 3.4. Обсудить в профессиональном сообществе и с представителями территориального профессионально-производственного окружения перспективы использования потенциала учебного предмета Технология в условиях внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста.
    • 3.5. Уточнить состояние дидактического и материально-технического обеспечения преподавания Технологии на разных ступенях образования, тенденции развития в образовательных организациях профильных классов технологического направления, принципы отбора учащихся для участия в олимпиадах школьников по технологии.
    • 3.6. Обсудить в профессиональном сообществе и с представителями территориального профессионально-производственного окружения потенциал движения World Skills Russia и программы JuniorSkills для развития территориально ориентированных форм технологического образования, а также приоритетные составляющие содержания, форм, методов, реализуемых на уроках технологии, которые могут быть использованы для повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования, пути интеграции уроков технологии и лучших практик и проведения конкурсов профессионального мастерства.
    • 3.7. Предложить алгоритмы и механизмы установления обратной связи выпускников и работодателей с образовательными учреждениями в контексте развития форм и методов технологического образования школьников.
    • 3.8. Сформировать предложения по экспертизе со стороны общественных объединений инновационной деятельности в сфере образования, обеспечивающей значимые для целей технологического образования направления интеграции формального, неформального и информального образования, социального партнерства общеобразовательных организаций.
    • 3.9. Предложить варианты создания минимального, находящегося в непосредственном доступе учащихся, их родителей и педагогов информационного инструмента, отражающего наиболее специфичные для технологического образования и поддержки профессионального самоопределения составляющих информационного пространства, отражающих работу муниципальных и региональных учреждений, общественных организаций территории, ресурсных центров, возможностей дополнительного образования.
    • 3.10. Дать оценку нормативно-правовым условиям, обеспечивающим возможности для государственно-частного и социального партнерства образовательных учреждений с предприятиями экономической сферы в целях повышения эффективности технологического образования.
    • 3.11. Организовать в территориально ориентированных педагогических сообществах обсуждение приоритетов школьного технологического образования, исходя из выделенных в форсайте Global Education Futures: удержание в содержании образования норм и образцов технологической культуры («прошлое»), создание условий для решения актуальных текущих задач технологического и кадрового развития страны («сегодняшнее»), обеспечение технологического прорыва на перспективные рынки («будущее»).
    • 3.12. Определить пути интеграции содержания, форм и методов школьного технологического и школьного инженерного образования.
  • Комментарии к предложениям по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «Технология» в адрес ассоциаций учителей-предметников
  • Комментарии пользователей:
  • Ваш комментарий:
  • 4. Предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «Технология» для ассоциаций учителей Технологии в адрес руководителей общеобразовательных организаций
    • 4.1. Обеспечить ознакомление педагогов со значимыми для технологического образования школьников аспектами Национальной технологической инициативы, движениея World Skills Russia и программы JuniorSkills, результатами форсайта Global Education Futures.
    • 4.2. Использовать в работе положительный опыт по обновлению содержания, форм и методов технологического образования школьников, отвечающих задачам выполнения поручения Президента Российской Федерации о представлении предложений по совершенствованию преподавания в общеобразовательных организациях учебного предмета «Технология». Принять участие в обсуждении и разработке содержания вариативного регионального компонента предметной области «Технология» совместно с администрацией, представителями предприятий и организаций муниципального образования, педагогами школы.
    • 4.3. Определить наиболее целесообразные, исходя из ресурсов территориального профессионально-производственного окружения, направления социального партнерства, актуальные для развития технологического образования.
    • 4.4. Подготовить проектные материалы (и предложения по их распространению) о возможностях и ресурсах взаимодействия школы и социальных партнеров (предприятия и организации региона) в обеспечении технологической подготовки обучающихся: совместное проектирование и реализация образовательных программ внеурочной деятельности, дополнительного (в том числе профессионального) образования, участие в экспертизе программ предпрофессиональной подготовки; участие в итоговой аттестации по программам профильного обучения технологической направленности, организация учебных экскурсий, практики, стажировки и пр., проведение совместных мероприятий. Использовать опыт компенсации дефицита кадровых, методических, материальных, организационных, управленческих, информационных ресурсов при реализации предмета Технология с использованием новых нормативных механизмов государственно-частного партнерства.
    • 4.5. Подготовить проектные материалы (и предложения по их распространению) по реализации вариативной составляющей рабочей программы предметной области «Технология», учитывающей региональные особенности и возможности сотрудничества с социальными партнерами школы, сетевого взаимодействия, учетом кадрового потенциала, материально-технического обеспечения, технологической подготовки школьников. Поддерживать активную связь с представителями региональных (территориальных) ассоциаций учителей технологии с целью поддержания в актуальном состоянии дидактического и материально-технического обеспечения преподавания Технологии на разных ступенях образования, дальнейшего развития в образовательных организациях профильных классов технологического направления, совершенствования процедур отбора учащихся для участия в олимпиадах школьников по технологии.
  • Комментарии к предложениям по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «Технология» в адрес руководителей общеобразовательных организаций
  • Комментарии пользователей:
  • Ваш комментарий:

Предложения по проекту концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Технология»

  • Введение
  • Описание действующих нормативных документов
  • Концептуальное описание (текущая ситуация, роль и место предметной области в системе знаний школьников о современном мире).
  • Цели и задачи реализации предметной области.
  • Основные содержательные линии предметной области.
  • Приоритетные направления, методы в преподавании учебных предметов (предметных областей).
  • Инструментарий и средства материально- технического обеспечения.
  • Основные формы и виды учебной деятельности.
  • Требования ФГОС к результатам обучения (личностным, предметным, метапредметным) по основным образовательным программам.
  • Требования к кадровым условиям реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
  • Рекомендации по использованию действующих учебников и учебно-методических комплектов, по разработке новых, включая электронные образовательные ресурсы, мультимедийные средства.
  • Описание наиболее эффективных подходов к преподаванию учебного предмета, предметных областей, факторов, способствующих повышению качества преподавания учебных предметов и предметных областей, рекомендации по их использованию с учетом региональной специфики.
  • Научно-обоснованные предложения по модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета, предметной области.